Из интервью 1news.az с председателем Общественного совета при Министерстве экологии и природных ресурсов, заместителем председателя общественного объединения «Специалисты в области водопользования» Амином Мамедовым
- Если смотреть комплексно, на нашу территорию оказывается и природное влияние, и антропогенное. К примеру, Кура-Араксинская низменность, окруженная горами Большого и Малого Кавказа, всегда сталкивалась с природными влияниями. Сейчас Азербайджан также является одной из сторон Конвенции по борьбе с опустыниванием. Вследствие особенностей рельефа и отсутствия в достаточном количестве воды эту низменность невозможно покрыть зелеными насаждениями. Также интенсивное применение в сельском хозяйстве орошения по старым технологиям привело к засолению почвы на этой территории. Где-то 30% низменности находится в полупустынном состоянии. Для того, чтобы остановить эти разрушительные процессы, должны быть сформированы определенные методы и пути решения, над которыми сейчас работает наше правительство. С помощью правильного управления водными ресурсами мы сможем предотвратить разрушение этих земель.
Кроме того, эти проблемы еще больше усугубляются из-за изменения климата. В международном сообществе бьют тревогу из-за увеличения среднегодовой температуры. Это влияет на полупустынные территории, к которым относится наша Кура-Араксинская низменность.
Говоря об антропогенном факторе, стоит отметить, что около 20 тысяч гектаров земли Абшеронского полуострова загрязнено из-за добычи и переработки нефти. Начиная с 1846 года, когда на Биби-Эйбате и в целом в мире появилась первая буровая установка, и до сегодняшнего дня добыча нефти оказывала сильное влияние на наш полуостров. Как вы знаете, в Баку есть «Черный город», где располагались бывшие промышленные заводы по переработке нефтепродуктов – эта территория сильно загрязнена. Несмотря на то, что производство ведется уже не в таком объеме как в предыдущие годы, некоторые заводы все еще функционируют, и это влияет на атмосферу и на почву той части города. В генеральном плане отражены идеи того, чтобы поменять профиль и функции этой зоны. Например, «White city», проект которого мы разработали за последние годы, стал нашим пилотным проектом, нацеленным на то, чтобы из «черного» города сделать «белый» город.
Наряду с этим есть технические факторы, которые тоже влияют на экологию, но не в таком большом масштабе. Например, проблемы с бытовыми отходами из-за урбанизации, трудности с увеличением зеленых насаждений из-за нехватки воды и т.д. Но эти проблемы решаемы, они просто требуют денег и ресурсов. В национальном масштабе разрабатываются концепции и стратегии для улучшения экологической ситуации.
К сожалению, мы унаследовали от бывшего Советского Союза много проблем. Советский Союз всегда получал от нас экономическую выгоду, к примеру, благодаря нашей нефти они выиграли Вторую мировую войну – 3 из 4 танков и самолетов передвигались за счет бакинской нефти. Но решать наши экологические проблемы, которые мы получили в результате нефтедобычи, Москва в то время не стремилась. Когда уже в 1991 году Азербайджан стал независимым, мы вместе с независимостью получили все эти проблемы. Нам было нужно усиливать свою армию, чтобы вернуть оккупированные территории. Если бы не было этого конфликта и часть денег, потраченных на усиление армии, была бы вложена на борьбу с экологическими проблемами, нам бы удалось решить их существенную часть.
- Вы упомянули также проблемы, связанные с водными ресурсами. Какой вклад ваше общественное объединение «Специалисты в области водопользования» вносит в решение этих проблем?
- Наше общественное объединение собрало специалистов разного уровня. Среди них как представители пожилого поколения, которые получили образование в Советское время, после чего десятилетиями работали в сфере управления водными ресурсами, так и молодые специалисты, которые знают языки и имеют опыт работы с международными организациями. То есть, мы объединили знания пожилого поколения и энтузиазм, креативный подход молодых специалистов. Мы, в основном, изучаем опыт разных стран и регионов. Из общего объема водных ресурсов, которые имеются в Азербайджане, 70% наша страна ежегодно получает из трансграничных рек – Куры и Араза. Однако качество этой воды не является удовлетворительным – после обработки мы можем использовать ее для орошения, индустрии и других целей, но не можем пользоваться в качестве питьевой.
Эти реки берут свое начало в Турции – Кура протекает через Грузию, а Араз через Армению. Мы, будучи молодыми специалистами, изучаем опыт других регионов – к примеру, река Нил тоже протекает в нескольких странах Африки, а Дунай – Европы. А пожилое поколение специалистов сопоставляет это с тем, как Азербайджан работал в прошлом с Грузией и Арменией в вопросе управления водными ресурсами. Мы ведем исследования, обсуждения и, как независимые эксперты, даем свое видение и рекомендации правительству.
С начала этого года указом Президента было создано Государственное агентство по водным ресурсам, которому отдали в подчинение акционерные общества «Азерсу» и «Мелиорация и водное хозяйство Азербайджана». То есть, все вопросы, связанные с водой, теперь управляются с единого центра, и эта структура несет ответственность за все водные ресурсы страны. Они сейчас работают над вопросом опреснения морской воды в Каспии – возможно, в будущем будут выделены средства на реализацию пилотного проекта. Мы тоже, как независимые эксперты, предоставляем им результат своих исследований и обсуждений, участвуем в их мероприятиях, то есть стараемся не оставаться в стороне от процесса управления водными ресурсами, и правительство это оценивает.
Лейла Мамедова
02 / 01 / 2024