Казахстан

Образы животных в фольклоре и литературе Казахстана с древних времён и до наших дней

Образы животных в фольклоре и литературе Казахстана с древних времён и до наших дней

Для казахской литературы, а на более раннем этапе — мифологии, были очень важны образы животных. Они не были статистами, безликой частью окружающей среды — напротив, через них раскрывались характеры персонажей, в них зашифровывались важные послания, а порой они и вовсе были главными героями.


Как животные стали важной частью литературы 

Изображение животных, идёт ли речь о литературе, живописи или скульптуре, имеет общее название — анималистика. В широком смысле анималистика — направление в искусстве, которое занимается описанием животного мира. Первыми анималистами называют древних художников, которые рисовали животных на стенах пещер. 

В первобытном искусстве животные были главными объектами изображения и их наделяли магическим смыслом. С развитием человечества внимание к животным и их сакральной роли в жизни человека не ослабевало. 

В мифах многих народов мира в облике животных представляли божеств или волшебных помощников людей. Достаточно вспомнить мифы Древнего Египта и главных богов, которые, за некоторым исключением, изображались с головами животных. Нельзя забывать и о тотемном культе, в котором животные были объектами поклонения. 

В казахской мифологии наиболее почитаемыми считались четыре вида животных: верблюд, овца, корова и лошадь (конь). 


Причём у каждого из них был свой дух-покровитель: у верблюда — Ойсыл Кара, у овцы — Шопан-ата, у коровы — Зенге-баба, у лошади — Жылкышы-ата. И сначала в фольклоре — сказках, передаваемых из поколения в поколения, — а потом и в письменной литературе эти образы оставались самыми важными и популярными. Например, верблюды и кони часто сами приходят на помощь героям сказок и эпосов, так как чувствуют в них силу и доброе начало. Нередко люди наделяли животных человеческими чертами, мыслями и чувствами, по сути, идентифицируя себя с ними. Так, в эпосе «Кобланды батыр» не герой выбирает коня, а наоборот; а в сказке «Ер Тостик» главными помощниками юноши становятся конь и верблюдица. 

 

«Во многих культурных традициях животные обожествлялись и, как священные, помещались на вершину социальной иерархической лестницы. У многих народов широко были распространены мифологические представления о животных-родоначальниках человеческого коллектива, а также о животных как особой ипостаси человека. <...> Долгое время особенности, подмечаемые людьми в мире животных, являлись наглядным образцом для установления модели жизни человеческого общества», — писала сследовательница Елена Мадлевская.

 

Практически каждая казахская сказка начинается, цитируя статью филолога Сауле Алтыбаевой, «с краткого описания материального благосостояния фольклорного героя/героев, которое традиционно сосредоточено в количестве скота. Так отражается мировидение кочевника». Когда животное не являлось одним из действующих лиц произведения, с его помощью всё равно давались важные характеристики главного героя. В конце концов, по тому, как человек относится к домашнему или дикому животному, можно многое сказать о нём самом.


Классификация образов животных в казахской литературе

В казахской литературе животных использовали не только как способ познания мира. Через них авторы раскрывали человека и помогали ему понять окружающую действительность. Поэтому образы животных в казахской литературе можно разделить на четыре группы:

 

  1. Животное как реалии природы — традиционный образ, сюда входят животные, связанные с охотой и домашним бытом. Изображаются как можно реалистичнее, без подтекста и метафор. Важный момент: животные из этой группы не уподобляются человеку — они могут быть его помощниками, проводниками, но не более. Пример — повесть Мухтара Ауэзова «Серый Лютый» (1929).

 

  1. Очеловеченное животное — аллегорический образ, которому присваивают умение мыслить и говорить. Несмотря на это, животное сохраняет свою природную сущность. Пример — роман Роллана Сейсенбаева «Отчаяние, или Мёртвые бродят в песках» (1991).

 

  1. Символический образ — возникает, когда в реалистический образ вкладывают большой обобщающий смысл, общечеловеческую идею. Пример — Такен Алимкулов «Белый конь» (1962).

 

  1. Мифологизированный образ — сюда можно включить почти всех персонажей народных сказок, легенд и сказаний. Именно эта группа послужила отправной точкой для анималистической литературы Казахстана — вспомните о четырёх самых почитаемых животных.


Особенным этапом в литературе Казахстана стали реалистичные произведения Максима Зверева, выпускавшиеся с 1929 по 1990 годы. Он был не только писателем-натуралистом, но и учёным, который заложил основы сельскохозяйственной зоологии в Западной Сибири. Книги Максима Зверева издавали не только в странах СНГ, но также во Франции, Англии, Испании, Польше, Германии и многих других. 

 

До Максима Зверева в казахстанской анималистической литературе животные были либо мифологическими и волшебными героями, либо аллегорией на человеческие поступки и характеры. Однако писателю-натуралисту удалось совместить в своих рассказах науку, публицистику и художественную изобразительность и рассказать о важных научных проблемах естествознания в доступной читателю форме. Повести и рассказы Максима Зверева — краткие истории о жизни животных, не имеющие ничего общего с привычными до этого волшебными сказками и монументальными эпосами. Благодаря Звереву читатели впервые увидели обитателей казахстанской фауны без привязки к человечеству и его нуждам. И при этом писатель не изображал животных сухо и безэмоционально, а отдавал должное их красоте и достоинству. 

 

«Первые часы своей жизни маленький марал провел рядом с матерью. Он пробовал подниматься с земли, покачиваясь на своих слабеньких ножках, но тотчас же опускался на мягкую, прелую хвою. Тёплый язык матери нежно прилизывал шерсть маралёнка», 

— Максим Зверев «Белый марал» (1929).


В современной казахстанской литературе образы животных также играют важную роль. Они могут раскрывать характеры героев и их быт — как в рассказе «Овца» Ильи Одегова (2013); а могут выступать сказочными персонажами, которые сопровождают полумифического художника, важного для истории города — так было в «Казахстанских сказках» Юрия Серебрянского (2017). Иногда животные становятся главными героями, и писатели выстраивают отдельный от человека мир со своими законами — так делала Елена Клепикова в своих сказочных повестях о котах. Есть в современной казахстанской литературе и наследники Роллана Сейсенбаева, который писал об экологической катастрофе Арала и ядерных испытаниях. Писательница Гулнар Жандыбаева в своих рассказах из сборника «Безмолвно бушующая фауна» (2022) показывает мир глазами животных и призывает читателей бережно относиться к ним и природе в целом. 

В заключение нужно вспомнить, что анималистические традиции казахской литературы уходят корнями в древние верования и мифологию, когда животных наделяли сверхъестественной силой. На следующем этапе развития — народных сказках — животных чаще представляли как помощников главных героев. Тем не менее, животные в сказках обладали разумом и были вполне самостоятельными персонажами. В художественной литературе образы животных могли быть как реалистичными, так и выполнять роль аллегорических и символических образов. Поэтому учёные отмечали глубокий психологизм образов животных, созданных казахскими писателями, которые не уступают лучшим образцам мировой художественной литературы.


Наиля Галеева

https://tabigat.media/culture/zhivotnye-v-kazakhskoi-literature