В рамках Каспийской Экологической Программы был выполнен Трансграничный диагностический анализ Каспия (ТДА), который является научно-технической оценкой проблем и вопросов, связанных с водоемом, их причин, экологических и экономических воздействий на национальном, региональном и глобальном уровнях, с учетом социально-экономических, политических и институциональных систем, существующих во всех прибрежных государствах.
ТДА относит к основным экологическим проблемам Каспийского моря следующее:
- снижение запасов определенных промысловых видов рыб, включая осетровых;
- деградацию береговых ландшафтов, ущерб береговым средствам обитания; угрозу биоразнообразию;
- общее снижение качества окружающей среды;
- ухудшение состояния здоровья людей;
- ущерб береговой инфраструктуре и достопримечательностям.
Согласно данным ТДА, обновление которого завершилось в декабре 2007 г., концентрация некоторых металлов в регионе часто превышает средние мировые показатели. Наиболее вероятно, что это связано с естественными причинами – на территории бассейна содержатся залежи металлов, но возможно и влияние добывающей промышленности в регионе.
Касательно вопроса об источниках загрязнения Каспия большинство ученых солидарно во мнении о том, что основным загрязнителем Каспийского моря являются нефтяные углеводороды, средняя концентрация которых превышает норму для рыбохозяйственных водоемов в 1,5–2 раза.
К другим источниками загрязнения Каспийского моря и его побережья относятся:
- неочищенные промышленные и сельскохозяйственные стоки, коммунально-бытовые сточные воды;
- выбросы речного и морского судоходства;
- добыча и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений на суше и шельфе;
- транспортировка нефтепродуктов морским путем;
- вторичное загрязнение при дноуглубительных работах;
- атмосферный и водный перенос загрязняющих веществ из других районов.
Экологические проблемы Каспия во многом объясняются тем, что он является бессточным водоемом и не имеет способности к самоочищению. Поэтому на пути к решению задачи очищения вод Каспия в первую очередь должно быть уделено внимание повышению качества воды в реках, впадающих в Каспийское море.
Справедливо мнение о том, что пока качество воды, поступающей из Волги и ее притоков, которые являются основным поставщиком воды в Каспий, а также из других рек, к которым относятся Урал, Терек, Кура, Араз, Сефидруд, – не улучшится, а сброс неочищенных канализационных и промышленных отходов будет продолжаться, проблема загрязнения Каспия не может быть разрешена.
Явления, которые могут способствовать деградации экосистемы бассейна, а также пагубно повлиять на численность и здоровье обитающих там рыб, в Каспийском море наблюдаются довольно часто. К одним из таких явлений относится появление на Каспии нового вида гребевника Mnemiopsis leidyi, который представляет серьезную угрозу биологическому разнообразию всего каспийского бассейна.
В соответствии со ст. 12 Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря «Договаривающиеся Стороны принимают все необходимы меры по предотвращению привнесения в Каспийское море инвазивных видов-вселенцев, контролю и борьбе с ними». Конвенция также раскрывает содержание термина «инвазивные виды-вселенцы», под которыми понимаются виды-вселенцы, появление и распространение которых может нанести экономический или экологический ущерб экосистеме или биологическим ресурсам Каспийского моря.
Для рыбного населения Каспия большую угрозу представляет появление атлантического иммигранта – мнемиопсиса, который, потребляя зоопланктон, приводит к уменьшению рыбных запасов. Уже сейчас можно предположить, что массовое развитие мнемиопсиса может привести к значительному уменьшению как малоценных, так и ценных рыб Каспия».
Мнемиопсис в Каспийском море впервые был зарегистрирован иранской Организацией по исследованиям в области рыбного хозяйства в 1995 г. В последующие годы он был обнаружен в азербайджанских (весна 2000 г.) и туркменских водах (сентябрь 1999 г.).
Ученые полагают, что мнемиопсис попал в Каспий из Азово-Черноморского бассейна по Волго-Донскому каналу балластными водами судов. По их мнению, сокращение уловов кильки связывается с присутствием этого гребневика.
В борьбе с мнемиопсисом ученые приняли решение о контрвселении другого, большего гребневика Beroe ovalis, который поедает мнемиопсис.
Согласно утверждениям специалистов, выступивших с докладом на Первом семинаре региональной консультативной группы КЭП по мнемиопсису, данный вид, уже присутствующий в Черном море, существенно повлиял на восстановление экосистемы Черного моря.
Еще одним явлением, ранее не наблюдавшимся на Каспии, является аномальное цветение водорослей (АЦВ), зарегистрированное в Каспийском море во второй декаде августа 2005 г. на Южном Кавказе, которое охватило область в 20 000 кв. км. Беспрецедентное цветение сине-зеленых водорослей начало развиваться и продолжалось до конца сентября того же года. На основе анализа спутниковых снимков этого же сезона за предыдущие пять лет не было выявлено, что такое аномальное явление имело место ранее. Результаты исследований АЦВ были обсуждены на семинаре, состоявшемся 19-го февраля 2007 г., который рекомендовал продолжение исследований, так как АЦВ может оказаться новым феноменом, свидетельствующим об изменениях, происходящих в окружающей среде Каспийского моря.
Согласно данным ТДА 2007 г., Иранская организация рыбного хозяйства установила, что цветение вызвал вид Nodularia. Несмотря на существующую угрозу серьезного загрязнения береговой линии и прибрежных вод продуктами распада цветения, по причине изменения погодных условий прекратился снос АЦВ на берег, вследствие чего оно разрушилось.
После распада СССР с образованием новых суверенных государств решение экологических вопросов Каспийского моря стало проблемой совместного решения не двух, как было ранее (в советское время), а пяти государств: Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана.