Экологические проблемы

Озеро Золотого века и другие неудачные решения проблемы опустынивания в Туркменистане

Озеро Золотого века и другие неудачные решения проблемы опустынивания в Туркменистане

Озеро Золотого Века (Золотое озеро туркменской эпохи) — это название, данное огромному водохранилищу, которое планируется в середине пустыни в естественной впадине Карашор в отдаленном северном Туркменистане. Туркменские проектировщики говорят, что водохранилище стоимостью 4,5 миллиарда долларов, длиной 75 миль, шириной 40 миль и глубиной 80 метров будет собирать только воду, которая теперь исчезает в пустыне, и принесет больше воды для сельского хозяйства, охладит жаркую погоду немного и увеличит запасы воды на будущее.

Люк Хардинг написал в The Guardian: «Туркменские власти настаивают на том, что озеро привлечет перелетных птиц, будет стимулировать биоразнообразие и заставит цвести цветы и растения в стране, на 80 процентов состоящей из пустыни. Предполагается, что после завершения строительство озера займет 770 квадратных миль, достигнет глубины около 70 метров и вмещает более 130 миллиардов кубических метров воды. Его заполнение может занять 15 лет и обойтись в 4,5 миллиарда долларов.

В своей речи в 2004 году, чтобы объявить, что 21 век стал золотой эрой туркменского народа, Ниязов сказал, что озеро Туркмен «будет гигантским искусственным озером, никогда ранее не появлявшимся в истории человечества и предназначенным для изменения судьбы туркменского народа для будущих поколений». Планировщики говорят, что озеро увеличит посевные площади Туркменистана на 22 процента, за счет 500 000 тонн хлопка, 300 000 тонн урожая и тысяч тонн фруктов.

Пол Теру писал в The New Yorker: «Туркменбаши также был самопровозглашенным пейзажистом. Он пообещал создать лес в пустыне, который улучшит климат и прослужит тысячелетие. Он приказал посадить десятки тысяч молодых деревьев в очень длинные ряды в центре Ашхабада и на больших участках земли за городом, что-то вроде мгновенного леса. Но хотя деревья Баши, в основном разновидности можжевельника, были высотой в два или три фута при посадке, лесоразведение не увенчалось успехом. Для них устроили капельное орошение, но они были выжжены солнцем и унесены ветром, у полной трети был тот своеобразный ржаво-красный оттенок, яркий цвет смерти вечнозеленого растения.


Проблемы с озером золотого века туркменской эпохи

Критики говорят, что водохранилище Золотого озера истощит казну Туркменистана и создаст экологическую катастрофу из-за забора слишком большого количества воды из Амударьи и опустошит районы ниже по течению, особенно узбекский регион Каракалпакстана, который уже страдает от высыхания Аральского моря. Критики говорят, что главная цель озера — продемонстрировать власть Ниязова туркменскому правительству, и что экологические и региональные проблемы, которые создает проект, намного перевешивают любые выгоды, которые он может принести.

Люк Хардинг написал в The Guardian: «Эксперты выразили тревогу по поводу донкихотского проекта в советском стиле. Они указывают на то, что большая часть воды, закачиваемой в жгучую пустыню, испарится, добавляя, что она, вероятно, будет загрязнена токсичными пестицидами и удобрениями ». Ожидается, что большая часть воды, предназначенной для резервуара, будет просачиваться в пустыню из необлицованных каналов, по которым протекает его к водоему. Плюс к этому из самого резервуара испарится много воды. Какие бы льготы ни были предоставлены, они продлятся всего 15 или 20 лет, прежде чем земля станет слишком соленой и богатой минералами, чтобы приносить какую-либо пользу, как в случае с Аральским морем и землей вокруг него.

Ожидается, что строительство озера будет завершено в 2020 году. Аналитики прогнозируют, что к тому времени, возможно, три миллиона человек будут перемещены или разразится региональная «водная война». В настоящее время Узбекистан и Туркменистан примерно разделяют 60 кубических километров воды, протекающей через Амударью. Как только река будет соединена с сетью каналов, наполняющих водохранилище, дополнительные от шести до 10 кубических километров воды, которые в противном случае пошли бы в Каралалпакат в Узбекистане, потекут в Туркменистан.

Ожидается, что долгосрочные последствия проекта «Озеро Золотого века» будут аналогичны тем, которые имели место в районе Аральского моря. Туркменистан не вступил в какие-либо дискуссии с другими странами Центральной Азии о водопользовании. Никто в Туркменистане не осмеливается высказаться против этого из-за страха оказаться в тюрьме или подвергнуться пыткам.


Бердымухаммедов сохраняет идею Золотого озера живой

В июле 2009 года туркменские старейшины открывают дренажный канал, чтобы начать заливку озера Золотого века Туркменистана. Люк Хардинг написал в The Guardian: «Центральноазиатское государство Туркменистан закрепило свою репутацию эксцентричного государства амбициозной попыткой создать огромное озеро в центре пустыни Каракум. Совершив нелегкий подвиг, который, возможно, понравился Сталину, инженеры начали откачивать воду из сети каналов, которые орошают хлопковые поля по всей стране. Цель: создать то, что поэтически окрестили озером Золотого века.

Озеро золотого века в Туркменистане

«На церемонии открытия президент страны Гурбангулы Бердымухамедов воткнул лопату в землю и выпустил первую воду из притока. Окруженный мерцающей пустыней, сановниками и местными соплеменниками, он заявил: «Мы принесли новую жизнь этим некогда безжизненным пескам». В комментариях государственной газеты «Нейтральный Туркменистан» он сказал: «Я убежден, что наши великие дела будут вспоминаться славой». Затем президент уехал на украшенном драгоценностями коне, сел в свой вертолет и вылетел обратно в столицу страны Ашхабад.

«Это не первый проект в Туркменистане, который вызывает удивление. Недавно правительство открыло новый туристический курорт на берегу Каспийского моря, призванный составить конкуренцию Лас-Вегасу. В настоящее время западные туристы испытывают большие трудности с получением виз в Туркменистан, а большинство иностранных журналистов находятся под запретом.

Покойный диктатор бывшей советской республики Сапармурат Ниязов придумал проект «Золотое озеро» перед своей внезапной смертью в 2006 году. Его преемник Бердымухамедов, воодушевленный резким ростом доходов от экспорта газа, решил продвигать эту идею, несмотря на яростные возражения экологов. «Эти каналы послужат основным источником орошения, чтобы превратить Каракумы в цветущий оазис», — сказал Бердымухамедов собравшимся из более чем 1000 человек, в том числе высшим правительственным чиновникам и дипломатам